31 января 2010

Хлеб войны

Вот и прошел в школе традиционный День театра. В этом году все мероприятия в школе связаны с юбилеем Победы. Завершающим аккордом к Дню театра должен стать классный час.
Я решила его посвятить нашему проекту "Хлеб войны". Обязательно познакомлю детей с историей блокадного Ленинграда. Дети узнают из чего пекли военный хлеб. На уроке они расскажут о своих бабушках и дедушках. Своими впечатлениями ребята поделятся на своем блоге, а вашему вниманию представляю презентацию к классному часу.

29 января 2010

Формирование коммуникативных навыков с целью организации коллективной работы на уроке

Дорогие гости блога!
Сегодня мы с вами поговорим о роли групповой работы на уроках в начальной школе.
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач - недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке.
Между тем групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.
В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, создает широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии - индивидуального субъекта учебной деятельности.
Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.
На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы:
в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;
для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";
вводятся приемы несловесного общения: значки "+" - согласен, "-" - не согласен, "?" - не понял, используются жесты, кивки и наклоны головы;
организуются игры, развивающие умение слушать другого (например, "Снежный ком": первый ученик называет какое-либо слово (число), другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое).
Постепенно формулируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации дискуссии. В ходе последующих дискуссий эти правила могут дополняться новыми.
Правила общего обсуждения:
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что…"
Традиционно выделяют: парную работу, когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом; единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп) и дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели). Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую и, наконец, дифференцированную групповую.
Начинать такую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное - первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки. (из материалов статьи "Формирование коммуникативных навыков с целью организации коллективной работы на уроке в начальной школе" Киселева Т.Г.доцент кафедры дошкольного и начального образования Института развития образования канд.псх.н.)Подробнее с данной статьей можно познакомиться здесь.
Также можно прочитать статью "Групповые технологии" (из книги Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»)здесь.
Загляните сюда. Вы найдете групповое занятие Наталии Шкуричевой , педагога-психолога школы № 971, г. Москва на тему: «Учимся понимать чувства и эмоции другого».

27 января 2010

Пополняю портфолио

Сегодня педсовет как всегда начался традиционно с вручения учителям благодарностей, сертификатов, дипломов. Мне тоже выпала честь получить некоторые поощрения, правда не на педсовете, а в кабинете директора, т.к. три начальных класса из всей школы учатся во вторую смену. Соответственно на совещания и заседания эти учителя не ходят, потому что в это время идут уроки.
А портфолио пополняется. Это хорошо! На будущий год аттестация.

26 января 2010

Летний чемпионат "Эрудиты планеты"


Дорогие гости блога!
В самом начале сентября мы с ребятами принимали участие в интеллектуальной игре "Эрудиты планеты". Задания оказались интересными и необычными.В дальнейшем на занятии по логике все вопросы с детьми разобрали. Решили на следующий год обязательно еще раз участвовать в этом конкурсе. В итоге руководитель и каждый ребенок получил сертификат участника.
Вашему вниманию предлагаю задания летнего чемпионата. Их можно скачать здесь.
Можно зайти на сайт и проверить свой интеллект в тестовом туре.

22 января 2010

Порталы и сайты для детей

Дорогие коллеги!
В этом посте я решила собрать некоторые адреса детских сайтов.
Вашему вниманию предлагаю небольшую подборку.
"Детская страничка". "Мы живём в бесконечной многомерной живой вселенной со множеством галактик, звёзд и планет, одна из которых — наша планета Земля… Она тоже — ЖИВАЯ! И населена разными живыми существами.
Тебе интересно узнать больше обо всём: о вселенной, Земле, человеке? Хочешь полюбоваться ландшафтами планеты, фотографиями растений и животных, услышать песенки птичек и узнать, как их зовут? Хочешь увидеть рисунки детей, следы птиц и зверей, прочитать и послушать былины?
ВСЁ ЭТО ТЫ НАЙДЁШЬ НА "ДЕТСКОЙ СТРАНИЧКЕ"!"
КаляМаля. Все о рисовании.
Правила дорожного движения.
kidportal.ru. Детский образовательный портал, где можно найти загадки, пословицы, кричалки, сказки и многое другое.
Детский портал города Москвы.
Развлекательный детский портал Мурзилка, который насыщен интересными, познавательными материалами. Это такие темы как история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. На детском портале журнала "Мурзилка" вы найдете разделы "Раскраски", "Кроссворды", "Наши игры", "Конкурсы".
Теремок. "Здесь Вы всегда будете желанными гостями। Будете вместе учиться, играть и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы। Надеемся, что в Теремке найдет каждый из Вас что-то интересное. Теремок будет расти вместе с Вами, поэтому, погостив у нас хоть разок, возвращайтесь в Теремок снова, и Вы найдете там много нового."
Детский образовательный портал. "Здесь представлена огромная коллекция детских развивающих игр и конкурсов. Также Вы увидите множество загадок для детей, которые для удобства поделены по темам. Опубликованы и детские стишки, басни и сказки известных авторов не только России, но и всего мира. Для вожатых был создан раздел "Кричалки", который часто применяется в лагерях во время соревнований и конкурсов. Для родителей станет интересен раздел "Потешки", который употребляется во время игры и кормления ребенка. Для учителей станут полезны разделы "Физминутки", "Пословицы и поговорки", "Считалочки" и "Задачи-шутки". Надеемся, что подобранная информация станет полезна в вашей работе с детьми. "
Клёпа. "Портал открыт для всех: весёлых, любознательных и неравнодушных! Маленьких и больших, детей и взрослых, педагогов и школьников… Всех, кто любит: весело учиться! С пользой развлекаться! Путешествовать во времени и в пространстве! И, конечно, общаться!"
портал Playroom, здесь вы найдете много интересного и познавательного материала для себя и своих детей.
Слова. Инфо. В этой энциклопедии содержатся десятки тысяч толкований слов на самые разные темы.

17 января 2010

Вопросы истории на уроках окружающего мира

В продолжении поста "Вопросы истории на уроках окружающего мира" вашему вниманию предлагаю еще две презентации по темам:
"Московский кремль"
"Семь чудес света".
Работы составлены тоже давно, которые входят в мой методический банк работ по окружающему миру. За них я получила три года назад второе место в краевом конкурсе методических и дидактических средств обучения. В работах даны не только презентации, но и дополнительный материал: тесты, видеофильм. Может всех критериев они сейчас не выдерживают, но материал, надеюсь, будет интересен детям. А это самое главное.

13 января 2010

Игры со словами

Уважаемые гости блога!
На уроках русского языка, на занятиях по развитию речи часто предлагаю детям игры со словами.
Это и "наборщик", и "анаграммы", и "перевертыши".
Игры со словами расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словарями. Немалое значение словесные игры имеют и для развития мышления и речи, поэтому они часто используются воспитателями детей.
Игры со словами дают возможность потренировать память и проявить свою эрудицию. От играющих, помимо эрудиции и большого словарного запаса, требуются немалые комбинаторные способности, ведь здесь приходится производить большой перебор букв и слов.
Вашему вниманию предлагаю практическую статью с сайта "Занков.Ру" по проведению различных игр со словами.Загляните сюда и возьмите для своей методической копилки различные упражнения.

08 января 2010

Влияние учителя на психологический климат класса

Дорогие гости блога!
Еще раз возвращаясь к теме предыдущего поста "Игры на сплочение коллектива", хотелось бы обратить ваше внимание на возможности влияния учителя начальной школы на психологический климат класса.
"...Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс", высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата..."
Всю статью Леонтьевой Е. М.можно прочитать здесь.
Также предлагаю вам заглянуть сайт "PsiProj", где найдете для себя немало полезного материала для работы в школе.

06 января 2010

С Рождеством, вас, коллеги!

Уважаемые коллеги, друзья,гости блога!
Поздравляю вас с Рождеством!
Когда снега укроют землю,
И Рождество наступит вновь,
Бокал за счастье поднимите,
За мир, за дружбу, за любовь!
И чтоб без горя и сомнений
Прожить Вам много светлых дней!
Сберечь уют, покой семейный
И уважение друзей!
Дарю вам в этот праздник мой видеоряд на песню группы "Улыбка" "Елка в Рождество".

05 января 2010

Игры на сплочение коллектива

Дорогие гости блога!
В одном из постов я уже затрагивала тему "Сплочение коллектива". Сегодня предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми на данную тему. Их мы проводили в классе несколько лет назад вместе с психологом районного центра по психологической поддержке детей. Класс в то время подобрался с большими проблемами в общении, поэтому пришлось обратиться в этот центр. Учебный год мы с ребятами регулярно занимались в нем, а также в школе приходилось много проводить классных часов игрового характера.
Вот несколько игр.
“Группа”
Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. “Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)” После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам (или др.)”. Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.
“Путешествие на воздушном шаре”
Цель деловой игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.
Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем).
Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто - то должен выпрыгнуть из корзины.
Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.
Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту “своей” профессии, умение выслушивать друг друга, “авторитарные манеры” и т. д.
“Тише-громче”
Вы, наверное, играли в детстве в игру “Холодно - горячо?” Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов круга спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету. Соответственно, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.
“Семья”
Выбирается участник, которому задается игровая ситуация: Мы все – это семья. Задача выбранного участника – расставить остальных членов группы так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с ними, как с членами семьи (могут быть “семейные сцены”).
“Групповая социометрия”.
а) Каждый участник в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую “дистанцию” по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем “построение” разрушается.
б) После этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему.
в) Затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.
Анализ: Процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему?
Если вас заинтересовали данные игры, то эти и подобные игры можно посмотреть здесь.
Очень много материала для своей работы брала и сейчас беру с сайта "В помощь психологу".

04 января 2010

Вопросы истории на уроках окружающего мира

Дорогие гости блога!
В этом посте речь пойдет об интегрированном курсе "Окружающий мир" авторов Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.
"Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере соответствует именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.
Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям. Этот подход к развитию содержания сохраняется и во втором классе, на первый план выступает неживая и живая природа и методы познания мира. В третьем и четвертом классах на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе..."
Более подробно о данном курсе можно познакомиться здесь.
Как говорилось выше, в третьем и четвертом классах, много внимания уделяется вопросам истории. И как часто не хватает наглядности на уроке. И вот уже несколько лет я пополняю свой методический банк презентациями по истории. Вашему вниманию предлагаю две работы. Они были созданы давно, когда еще не было общих требований к презентации, поэтому заранее извиняюсь за ссылки не в полном объеме. Но и в таком виде, я думаю, презентации могут послужить хорошей опорой уроку.

02 января 2010

...Все равно вы в жизни ученик, а не учитель...

Дорогие гости блога!
Вашему вниманию предлагаю стихи Валерия Бокова и песню на его слова.
Даже книги все на всей земле прочтите
Все равно вы в жизни ученик, а не учитель
Все равно для этой жизни все мы - детки
Все равно расставит жизнь свои отметки
Не толкайтесь, тише, что же вы, ей-Богу
Каждому дарована своя дорога
Как стремительно взрослеем мы, ребята
Только первый класс был, вот уже - десятый
Старая дорога - все бугры да ямы
Здесь учились жить и наши папы-мамы
Кто-то спотыкался, кто-то шел по краю
Всем теперь один судья - земля сырая
Кто-то в этой жизни тащит полный невод
Загляни в дневник его - там круглый `неуд`
Кто-то днем бодрится, ночью - слезы горьки
Как же ты, дружок, а где ж твои `пятерки`
Если речка на пути - то мостик зыбок
Что ни сочинение - то сто ошибок
Занесет, завертит нас порой теченье
Так, что не поможет ни один учебник
Каждый день у нас уроков по три смены
И упразднены большие перемены
Знаем, жизнь дотла спалит и наши встречи
Но еще не скоро выпускной наш вечер
Даже книги все на всей земле прочтите
Все равно вы в жизни ученик, а не учитель
Все равно для этой жизни все мы - детки
Все равно расставит жизнь свои отметки

01 января 2010

Плэйкаст «Сказочный Лель и Снегурка из леса»

Плэйкаст — оригинальный способ выразить себя, поделиться своими мыслями и настроением. Соединить в единое творение слова, картинку, музыку — и получить уникальный маленький шедевр.
Послушайте нежный и красивый плэйкаст.
"...Сказочный Лель и Снегурка из леса,
За руки взялись и кружат над Миром.
Все замирает… Следит с интересом…
Чем же закончится, танец на Лире..."
Сказочный Лель и Снегурка…

Автор плэйкаста: Eliss777
Создан: 24 февраля 2007 14:28

Постоянные читатели

Количество просмотров за прошлую неделю