31 октября 2009

Можно отдохнуть

Вот и закончилась первая четверть. Можно немного отдохнуть, расслабиться, послушать хорошую музыку.

30 октября 2009

Контрольные работы по литературному чтению

Воспитание творческого, квалифицированного, талантливого, эстетически образованного читателя − важнейшая задача, стоящая на современном этапе обучения на уроках литературы и словесности. Квалифицированный читатель - это человек, «который, читая книги, «смотрится, как в зеркало, в другого человека» и таким образом осознаёт действительную ценность других людей и себя самого». Необходимой предпосылкой становления такого читателя является работа над качеством чтения: целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию навыка чтения у школьников.
Как известно, сформированный навык чтения включает в себя два компонента:
- технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
- понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).
Поэтому целью контрольных работ по чтению является развитие навыка у младшего школьника внимательного и осмысленного прочтения художественного произведения.
Предлагаю Вашему вниманию подборку контрольных работ по литературному чтению. Также, контрольные работы по системе Занкова, можно посмотреть
здесь. Я, думаю, они подойдут и для других УМК.

28 октября 2009

Учимся сочинять стихи

В программе начальных классов очень иного замечательных стихотворений, которые обогащают и украшают художественную речь. Этот жанр не похож ни на один из существующих в литературе. Он таит в себе немало больших и маленьких секретов. А почему бы не научить младших школьников отгадывать эти секреты и постепенно не перейти к сочинительству своих собственных стихотворений?
Я познакомила учеников с четырьмя «секретами» стихотворений.

- Авторы используют такие слова, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Они пишут звуками. И секрет этот называется «звукопись».
- В стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом не как попало, а в строгом порядке. Строчки стихов похожи друг на друга и равномерно чередуются с паузами. Поэтому стихи звучат размеренно, ритмично.
- В стихах есть рифма, т. е. слова, похожие по звучанию.
- Писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов.
Для работы со стихотворениями собирала всевозможные упражнения, которые помогли бы детям научиться складывать рифмованные строчки.
Сначала с детьми выясняли, что такое рифма, пользуясь толковым словарем.
Рифма – это созвучие концов стихотворных форм. Рифмовать – значит подбирать слова для получения рифмы.
Уже с первого класса давала детям тренировочные задания.
Например:
- Ассоциация по сходству. Задумать предмет и найти для него 3 – 5 сравнений. По этим сравнениям должны отгадать задуманный предмет.
- Найди пару. Небо – земля, пол - ?. Стакан – подстаканник, свеча - ?.
- Отгадка в рифму. Плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине. И т. д.
Большой интерес у детей вызывает работа со считалками, а еще когда они придумывают сами считалки, то здесь мы видим как раскрываются таланты и возможности у детей.
Раз, два, три, четыре, пять,-
Дружно будем отвечать!
Раз, два, три, четыре, пять –
А потом пойдем играть!
(Денис Д.)
Раз, два, три, четыре, пять –
В прятки мы идем играть!
Всех мне нужно сосчитать,
А потом нарисовать! (Саша В.)
Топ – топ – топ бежал малыш!
Топ –топ –топ увидел мышь!
Топ –топ –топ куда бежишь?
Топ – топ –топ чего пищишь?
(Яна А.)
Преподавание стараюсь строить так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребенка. Создание на уроках творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие для развития речи и получения знаний.
Познакомились с буриме.
Буриме с французского языка – рифмованные концы, стихи на заданные рифмы. Детям очень нравиться быть поэтами и сочинять небольшие стихи по концовке.
Каждая творческая работа – результат самовыражения в слове, которая не может быть ровным и гладким. Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое детское чувство, оригинальность мысли.
Зима – сосна, от сна – весна
Прошла холодная зима,
Стоит пушистая сосна.
Проснулись елочки от сна,
Пришла веселая весна!
Лето – не спета, пчела – нашла
Еще не скор будет лето,
И песнь весны еще не спета.
А хлопотливая пчела,
На вербе первый мед нашла.
(Люся)
Детям предлагаю начало поэтических строк. Учащиеся самостоятельно заканчивают начатое, работая в группах. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество.
Вот пришла белоснежная метелица,
По земле снежинки плавно стелются.
Деревья кругом стоят ветвистые –
Все они надели платья серебристые.
Снежные машины по дороге мчатся,
Ребята, пойдемте с горки кататься!
Будем ездить наперегонки,
И бросать друг в друга снежки!
Очень важно, чтобы ребенок понял: его речевое творчество во многом зависит от настроения, чувств, интонации, фантазии. Поэтому занятия стараюсь проводить содержательно наполненными, опираясь на мыслительную творческую деятельность учеников.
И в заключение хочется отметить тот факт, что использование на уроках и занятиях приемов работы по овладению навыков сочинительской деятельности не только способствуют развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияют на качество обучения
.

26 октября 2009

Попробуй радость испытать

После предыдущего поста появилось желание познакомить вас, уважаемые коллеги, со стихотворением Татьяны Литвиенко.
Всю жизнь мы ждем и жаждем получить
Все блага: славу и богатства,
Но забываем сердце посвятить
Желанью милосердия и братства.
Попробуй радость испытать
У ближнего не взять, а дать.
Проходим мимо горя нищеты
Не дрогнув перед бедностью чужою,
Живем спеша осуществить мечты,
Порою счастье на несчастье строя.
А ты попробуй счастье испытать,
У ближнего не взять и не отнять, а дать.
Жизнь коротка - мы гости на Земле,
А истина - любовь и бесконечность,
Открой глаза на мир и не живи во мгле,
Богатство - тлен и канет в вечность.

Филосовский сюжет

Посмотрела очень интересный, философский сюжет, сопровождающийся красивой подборкой фотографий и нежной музыкой.
Видео можно посмотреть здесь. А слова такие:
Однажды мне приснилось, что я беру интервью у Бога.
...Какие вопросы ты хотел Мне задать?"
"Что больше всего удивляет Тебя в человеке?"
И БОГ ответил :
"Им наскучивает детство,
Они спешат повзрослеть,
А потом мечтают стать детьми опять.
Они теряют здоровье, зарабатывая деньги ,
А потом теряют деньги, восстанавливая здоровье.
Они так много думают о будущем, что забывают настоящее настолько,что не живут, ни в настоящем, ни в будущем....
...И тогда я спросил:
"Как родитель, какие уроки жизни Ты бы хотел, чтобы Твои дети выучили?"
"Пусть знают, что невозможно заставить,кого-то любить их.
Всё, что они могут сделать, позволить себе быть любимыми.
Пусть знают, что это не хорошо - сравнивать себя с другими.
Пусть учатся прощать, практикуя прощение.
Пусть помнят, что ранить любимого человека занимает всего лишь несколько секунд,
Но залечить эти раны может занять долгие годы.
Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше, а тот, кто нуждается в меньшем.
Пусть знают, что есть люди, которые их очень любят,
просто они ещё не научились выражать свои чувства.
Пусть осознают, что два человека могут смотреть на одно и тоже, а видеть это по-разному.
Пусть знают, что простить друг друга недостаточно, надо также простить самих себя".
Полный текст можно прочитать
здесь.

24 октября 2009

Литературный марафон

Литературный марафон "Денискины рассказы" на сайте "Началка. com". Это здорово!
Такие викторины помогают детям целеноправленно и обдуманно еще раз перечитать произведения данного автора.
На каникулах обязательно почитаем "Денискины рассказы" В. Ю. Драгунского и примем участие в литературном марафоне.
Коллеги.Вот здесь можно послушать с ребятами инсценировки этих произведений в исполнении популярных артистов.

20 октября 2009

Нарисуем радость

Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. А существуют ли в школьных программах предметы, которые помогают ребенку понять и выразить красоту? К счастью, да. И прежде всего это уроки рисования. Предмет этот не только развивает художественный вкус – он может помочь нам, учителям и родителям, сделать школьную среду более эстетичной и привнести в наш мир радость и гармонию.
В статье "Нарисуем радость..." Галина ПАНИНА, психолог,знакомит с эмоционально развивающими играми и заданиями на уроках рисования. В небольшой программе "Рисуем радость" совмещены принципы цветотворчества. Цветотворчество предполагает работу с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Эта работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от рисования можно получить удовольствие! Любое выражение себя красками, линией обязательно получает положительное подкрепление со стороны учителя. Это помогает ребенку ощутить свое творчество интересным другим, а значит, нужным, помогает понять и выразить свои чувства в красках.
Подробно с сценариями занятий можно познакомиться
здесь.
Мы тоже с детьми пытаемся рисовать, выражая свои чувства красками. Очень хорошие работы у нас получились на тему "Воспоминания о лете", которые мы выставили на конкурс "Наше лето" на сайте "Страна Мастеров". Посмотрите наши творения здесь. Ребята были очень довольны своими рисунками.

18 октября 2009

Как должен одеваться учитель?

Совсем недавно на сайте ИнтерГуру наткнулась на очень интересный разговор на тему: "Каким должен быть учитель? Как должен одеваться?"
Вот некоторые выдержки из разговора:
"Одеваться учитель должен в соответствии с тем, как установили в школе на педагогическом совете. Обычно имеют в виду деловой стиль одежды. Было бы не плохо, если бы разработали форму для учителей, в которой не стыдно было бы перед учениками ходить. Ведь ученики сейчас одеваются гораздо лучше, чем учителя. Во вне рабочее время одежда должна соответствовать стилю и обстановке."(Кураева Т.)
"Я против формы для учителей. Мы в одинаковой форме будем выглядеть как полицаи. Одеваться хочется и элегантно и стильно, но нашу зарплату не каждый год новый костюм купишь. А так хочется. Да мы должны внешним видом воспитывать. А куда спрятать ноги в заплатанных сапогах?" (Кашаева О.)
Не перебор ли с "заплатаннами" сапогами?
"Если педагог одет стильно, но с учетом того, что он находится в официальном месте, то это только плюсом ему будет."(Дадонова С.)
Там же дана ссылка на статью
"Дресс-код для учителя: Втяните грудь и спрячьте ноги!", которая вызывает очень спорные мысли по поводу одежды учителя. Обидно стало за учителей из глубинки. Вот цитата о них: "А вот в глубинке обычно одни «пучки». Я понимаю, что учителям мало платят, но купить себе два приличных комплекта одежды, наверное, можно. Входишь в класс - и сразу дрожь в коленках, как будто сейчас тебя к доске вызовут: сидит училка в каком-то жутком платье-мешке с разводами, в стоптанных спортивных тапочках..." Очень много раз была в сельских школах, но училок (слово - то какое!?) в тапочках ни разу не видела.

Работа над сочинениями

Сочинения первоклассников и второклассников не велики по объему, но главная ценность их в том, что они заставляют учащихся самостоятельно думать, наблюдать.
Сочинение необходимо как особый вид речевого упражнения. Как определяет М.Р.Львов, «сочинение школьное – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира».
Анализ литературных произведений в сочетании с созданием собственных опусов особенно активно развивает устную, письменную и внутреннюю речь школьников.
При написании сочинений выделяются такие цели:

Обучающая – научить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определив основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка учащихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях.
Воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству.
Развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слова и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.
Большую помощь должна оказать детям работа на этапе предварительной подготовки, когда они еще и не знали, что готовятся к сочинению. На этом этапе необходимо помочь детям накопить определенный речевой опыт: школьники наблюдают деревья, окружающую их природу, накапливают нужные слова, конструкции, вчитываемся в художественные зарисовки, сделанные писателями, которые могут пробудить собственное воображение,
послужить толчком к поиску своих деталей, а для их изображения и своих языковых средств.
Также работая над различными грамматика – орфографическими упражнениями стараюсь сочетать с наблюдениями над построением подлинных художественных зарисовок: над отбором деталей, над использованием языковых средств. Вот несколько фрагментов, которые мной использовались.
«Снег! Точно лохматые пчелы разлетелись из громадного улья по всему свету. Кажется, что он не падает сверху, а поднимается вверх от земли. Скоро снег оденет весь город. Какими уютными становятся улицы! Какие пышные перины на балконах! Какие подушки на перилах!» (По В.Инбер).
«Все небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали …» (По Л.Воронковой).
«Все небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали…» (По Л. Воронковой).
« В лесах было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинаковые снежинки…» ( К. Паустовский)
Работая с этими и подобными текстами, не нацеливаю детей на запоминание авторских слов, сравнений, а просто вместе с ними вслушиваемся, всматриваемся в рисуемые картинки, убеждаясь: можно рисовать и словом. Стараемся находить языковые средства, особенно важные для картины, проводить лингвистические эксперименты, т.е. заменять, убирать слова, перестраивать предложения, чтобы дети могли убедиться в точности авторского слова, высказывания. При этом обращаю внимание детей не только на лексику, на образные слова и выражения, но и на формы слов, например на использование глаголов настоящего времени, «приближающего» действия к читателю, на формы прошедшего несовершенного, «удлиняющего» действия, на уместные повторы, на построение оценочных эмоциональных предложений и т. п.
Непосредственно перед написанием прошу учеников еще раз представить себе ту картину, которую они хотят рисовать, и все время стараться держать ее перед глазами – это помогает быть художниками слова.
Наблюдения показали, что некоторые ученики, прежде чем писать, должны поделиться своим замыслом с учителем. Были и такие, которые встают в тупик перед заданием и не знают, что писать. У ученика есть и необходимые впечатления, и определенные отношения к ним. Поэтому я наводящими вопросами стараюсь помочь лишь перешагнуть порог неуверенности. Воздерживаюсь от прямой помощи, лишь ограничиваюсь выслушиванием и одобрением передаваемых вариантов и использую лишь общие побудительные вопросы.
Зима и весна.
Прошла злющая зима. Наступила веселая весна. Когда была зима, все кругом было белым – бело. Когда наступила весна, расцвели пестрые цветы. Зимой деревья стояли в белоснежных шапках, а весной – в зеленых платьях. Зимой все насекомые сладко спали, а весной весело вылезают погреться на солнышко. Зимой падал, кружился легкий снежок, а весной капает дождик. Весной хорошо и зимой не хуже! (Маша К., 1 класс).
Эти сочинения требуют не только активизации знаний, которые получили при наблюдении природы, но и нужны знания по чтению и естествознанию. Но бывает и этого не достаточно. Непосредственный толчок для включения учеников в работу может быть небольшое вступительное слово учителя. Возможен такой вариант: «Вы посмотрите, ребята, как изменила у нас зима жизнь людей и всей природы. А ведь есть такие места на земле, например, в Африке, где люди не знают, что такое зима, какие бывают зимние игры, как лес меняется зимой. Многие африканские дети никогда не видели этого. Давайте напишем сочинение: «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зимнем лесе». Постарайтесь написать так, чтобы африканские дети могли представить себе все то, о чем вы будете писать».
Здравствуй, дорогой друг!
У нас идет зима. Вместо дождя идет снег, который состоит из маленьких и узорных снежинок. Снежинка упадет на руку и растает, превратится в капельку воды. Мы ездим на лыжах всем классом в лес. Лес будто в сказке. Выглянет солнышко и снег на деревьях, пнях заблестит,
засверкает, заискрится. Елки покрылись слоем снега, надели белоснежные шубки. Березки завязали пушистые косынки. Пеньки покрылись пушистыми шапками. Лес белый – белый, словно невидимка, который спрятался под теплым одеялом. Мне очень нравится в зимнем лесу!
До свидания! (Настя Ш., 2 класс).
Широко использую сочинения, где требуется оценка явлений, рассуждения, например, темы «Мои три заветных желания», «Какую школу я хотел бы?», «Зачем учусь?», «Как сохранить природу?».
"Чтобы сохранить нашу природу, созданы заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где нельзя охотиться. Много на земном шаре заповедников, там животным хорошо, они свободно ходят куда угодно и там им нечего и некого бояться. А зачем животных держать в заповедниках? Потому что этих животных осталось очень мало. Они исчезают и занесены в Красную книгу. Вот, например, всего двести уссурийских тигров осталось на Земле. Природу надо беречь!
Когда я вырасту большая, как моя мама, то я создам заповедник большой пребольшой и назову его «Природа – дом зверей». Не надо убивать животных и вырубать леса! Лес – это дом животных. Животные тоже живые существа, как и человек и они тоже хотят жить!». (Настя К.)
В дальнейшем материал, над которым проводим наблюдения, сопоставления, становится сложнее. С каждым годом содержательней и шире становятся наблюдения учащихся над природой, интереснее описания. Язык становится более выразительным, образным.
Самопроверка творческой работы – это этап, важный для речевого развития. В это время школьники учатся совершенствовать написанное.
Правда успешным этот процесс будет только при целенаправленном обучении. Прежде всего ученики должны знать, во – первых, что именно они проверяют, во – вторых, последовательность тех операций, которые им советую выполнять, в – третьих, способы внесения исправлений.
Главное действие – перечитывание текста с определенной целевой установкой. Школьники встают в позицию читателя, того, кому текст адресован: сможет ли он увидеть, представить себе, не пропущены ли какие – то важные детали. Это перечитывание может завершиться внесением некоторых изменений.
Еще один компонент самоконтроля – традиционный для школы. Однако каждый учитель знает, как трудно уберечь младших школьников от обилия орфографических ошибок. Как же оказывать детям орфографическую помощь, не сковывая при этом их творческой инициативы, самостоятельности?
После того как сочинение написано, мои ученики проверяют его, используя орфографический словарь. Активное привлечение словарей для проверки сочинений, приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в формировании орфографической зоркости учеников и снимает ненужные осложнения и без того трудной работы. Поэтому на уроке, когда пишем сочинения, у каждого учащегося на парте орфографический словарь. Кроме этого каждый ребенок может спросить правописание слова, которое затрудняет учащегося.
Завершающий этап над сочинением – проверка и анализ.
Обязательные условия:
1. Обсуждаем с детьми написанные сочинения.
2. Обязательно упоминаю всех учеников.
3. Предоставляю возможность отредактировать сочинение.
Коллективные обсуждения создают положительную мотивацию литературного творчества и учебно – познавательной деятельности вообще, способствуют познанию детьми законов письменной речи, формируют такие качества личности, как сопереживание, умение оценить работу другого ученика и в то же время критично отнестись к собственному творчеству. Отдельные выдержки оцениваются с короткими комментариями и названием автора каждой работы. При обсуждении учу детей проявлять определенный такт, доброту, внимание.
Сочинения – бесценный материал для меня. Они помогают лучше узнать внутренний мир детей, раскрывают неожиданные возможности отстающих учеников и так называемых молчунов. Сочинения могут быть не только средством, но и показателем общего развития ребенка, его нравственных ориентиров, качества усвоения содержания начального образования и, в частности, русского языка.
Работу детей оцениваю по следующим показателям:
 Полнота и правильность раскрытия темы;
 Соответствие содержания сочинения заданному темой уровню сообщения;
 Логичность изложения;
 Наличие обобщенных суждений;
 Соответствие формы изложения звучания темы.
Проверяю сочинения следующим образом: ошибки на неизученные правила исправляю, а ошибки на известные орфограммы или подчеркиваю,
или ставлю точку на поля, с тем, чтобы ребенок сам мог найти ошибку и исправить. Стараюсь поощрять детей, написавшие не только искренние работы, но и аккуратно оформленные.
На стадии работы в классе с уже готовыми сочинениями так же, как и при написании, используем не один какой – либо метод, а совокупность методов. Дети воспроизводят тексты сочинений, творчески их перерабатывают, переосмысливают, устанавливают новые, ранее не существующие связи, учатся сопереживать, отбирать из нескольких вариантов лучший. В то же время одновременно с контролем и обучением использую этап анализа сочинения для формирования положительного отношения к учебной деятельности в целом и к написанию сочинений, в частности.
Сочинения помогают младшим школьникам накапливать реальный речевой опыт, и учат их речевому общению.
Только целенаправленная систематическая работа по развитию речи школьников может дать высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи.
«Сочинения на ряду с другими видами работ по развитию речи и мышления в продуманной системе должны привести к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этими богатствами».( З. И. Романовская)

17 октября 2009

Для родительского собрания

Ошибки в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Ошибка первая - обещание больше не любить.
"Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить"
Мнение родителей:
Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: "Теперь мамочка больше не будет любить тебя". Как часто многие из нас произносят эту фразу.
Мнение психологов:
Обещание больше не любить своего малыша - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых.
Намного лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю".
Ошибка вторая - безразличие
"Делай что хочешь, мне все равно"
Мнение родителей:
Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.
Мнение психологов:
Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Можно сказать, например, так: "Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета".
Ошибка третья -слишком много строгости
"Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная"
Мнение родителей:
Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку - 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Мнение психологов:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и "плевать" на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".
Ошибка четвертая - детей надо баловать
"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам"
Мнение родителей:
Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Мнение психологов:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка пятая - навязанная роль
"Мой ребенок - мой лучший друг"
Мнение родителей:
Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов:
Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка шестая - денежная
"Больше денег - лучше воспитание"
Мнение родителей:
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Мнение психологов:
Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.
Ошибка седьмая - наполеоновские планы
"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс"
Мнение родителей:
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов:
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
Статья с сайта
"Воспитание детей. Детская психология".

13 октября 2009

Размышления

Совсем недавно, кажется, начался учебный год, а конец четверти уже близок. Написали единые региональные тесты. Идут своим чередом контрольные, самостоятельные, т.е. накапливаем оценки. А так хочется просто спокойно учить, давать знания,общаться с детьми.
И тут в своих архивах нашла стихотворение,которое, как нельзя кстати, отражает нашу действительность.
А вы могли б трудиться без зарплаты?
Идеей аскетичности полны,
Ученики совсем не виноваты,
Что копят в школе «чудо-трудодни»!
А хочется на «рыночной основе»
Узнать всю цену знаньям и словам:
«Рентабельность» и «конкурентность», что ли…,
Хотя насколько это нужно нам?
Учитель жезл-отметку держит гордо,
Господствуя и торжествуя с ней:
С начала века «конрабандно-твердо»
Определяет: кто - кого умней?
И, ябеда - оценка всем трезвонит,
Что худо кем-то познанный стандарт
Лишь только тройки с минусом достоен
И на четверку с плюсом – слабоват!
«Два» пишем, «три» в уме, как не банально
И, вряд ли, рейтинг нас освободит
От «гильотины», ставшей всем понятный…
Так что же в новом веке победит?
P.S.: А истина, хотите, не хотите ли
В талантливом и творческом учителе!
М.Шкробова

07 октября 2009

Награждение

В нашей школе приняли участие в конкурсе ПНПО три учителя: Колчанова Валентина Ивановна, учитель математики, Тетерина Татьяна Леонтьевна, учитель английского языка и я – Плотникова Ольга Александровна, учитель начальных классов.
Все мы были очень рады друг за друга, т.к. победителями стали все трое.

И вот сегодня в Перми состоялась торжественная церемония вручения дипломов учителям Пермского края, победившим в конкурсе лучших учителей, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Я с большим удовольствием поздравляю своих коллег с победой. Желаю успехов во всем, здоровья и благополучия!
Принимайте поздравленья!
Пожеланьям нет числа!
Счастья, радости, везенья,

И улыбок, и тепла!

04 октября 2009

Улыбки животных

Друг за другом прошли два таких интересных праздника: 2 октября - Международный день улыбки и 4 октября - Всемирный день животных.
В своем клипе я решила два этих праздника объединить. Послушайте и посмотрите. Может быть понравится?

Развитие познавательных способностей

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Работа над познавательными способностями учеников должна быть длительной и целеноправленной. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все мноогобразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Хорошим подспорьем в работе над развитием познавательных способностей
учеников является курс Холодовой О. "Юным умникам и умницам".

Используемые задания способствуют углублению знаний детей, дают возможность решать нетиповые, поисково - творческие задачи, которые помогают ученику почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах.
Вашему вниманию предлагаю несколько видов заданий на развитие познавательных способностей. Некоторые упражнения взяты из сборников Холодовой О.

01 октября 2009

Поздравляю с Днем учителя!

Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей.
В России с 1994 года отмечается День учителя по всемирному календарю — 5 октября. Ранее этот профессиональный праздник выпадал на первое воскресенье октября.
По старой традиции многие учителя так и отмечают День учителя первое воскресенье октября, а в коллективах, в пятницу, учителя принимают поздравления от учеников и родителей.
Дорогие коллеги! От всей души поздравляю вас с нашим профессиональным праздником!
Слова, как признание доброго чувства,
Хочется сегодня произнести
В честь тех, труд которых подобен искусству,
Что могут людей за собой повести.
Пусть год грядущий будет годом счастья:
Улыбок, радости, надежд!
Пусть каждый день приносит лучик счастья,
Здоровья крепкого на много-много лет.
Пусть будет радостной всегда
Труда прекрасного дорога.
И пусть не меркнет никогда
Святое званье педагога!

Постоянные читатели

Количество просмотров за прошлую неделю