29 июля 2009

Портфолио ученика

Сегодня основной задачей начальной школы является личностно – ориентированный подход к каждому школьнику, формирование у него умения учиться, достигая высокого уровня знаний. Реализация этих целей возможна только при условии точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Основой реализации этих целей служит оформление портфолио ученика.
Актуальность данной темы:
- гуманизация обучения;
- индивидуализация учебного процесса;
- повышение учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Средства оценивания знаний, умений и навыков:
- графики успешности;
- листы индивидуальных предметных достижений;
- карты успехов достижений для родителей и для учеников.
Структура портфолио
1. Визитка (информация об ученике - фотография и т.п). Страница отображает особенности личности автора портфолио,
2. Портрет – рисунки семьи, сочинения о семье, друге и т. д.
3. Рабочие материалы - индивидуальные листы достижений по развитию учебных, коммуникативных навыков, различные творческие работы (рисунки, сочинения, поделки), рефераты, доклады.
4. Достижения – грамоты, сертификаты участия в конкурсах, соревнованиях, благодарности.
Индивидуальные листы достижений и странички портфолио можно посмотреть и скачать здесь.
Интересный материал по созданию портфолио я нашла на портале "Солнышко". Почитайте здесь и здесь.
Много материала по портфолио есть у Губайдуллиной Э. Т. С ним можно познакомиться здесь.

27 июля 2009

Окружающий мир

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.
Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с детства.
Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, может изменить отношение детей к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные в начальной школе, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения, уроки окружающего мира должны быть яркими и запоминающими. Хорошо содействует этому презентации, подготовленные по различным темам.
Вашему вниманию предлагаю четыре презентации (скачать или просмотреть можно здесь), которые можно использовать и на уроке по данной теме, и на внеклассных занятиях, и на летних площадках, знакомя детей с жизнью природы.

24 июля 2009

Журнал по системе Занкова

Давно работая по системе Занкова, совсем недавно узнала о журнале по данному УМК. Это "Практика образования".
Чем подкупил меня этот журнал? Очень нужными, полезными и интересными статьями ученых, авторов учебников по системе Занкова, учителей, разработками уроков, которые поэтапно анализируются, сценариями праздников, заданиями интеллектуального марафона знаний.
Как вы думаете: все ли равно ученику, за какой партой сидеть? Влияет ли место ученика в классной комнате на его активность на занятиях? Зависит ли от этого его учебная успешность? Можно ли, меняя расположение учащихся на занятиях, добиваться повышения результативности учебной деятельности? Об этом вы можете узнать, прочитав статью доктора психологических наук и доктора педагогических наук, профессора МПГУ Александра Ильича Савенкова из журнала "Практика образования" здесь и продролжение здесь.

21 июля 2009

Изучаем фразеологизмы

Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи.Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средсти.Поэтому необходимо обучать младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний.
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса учащихся, отвожу работе с фразеологизмами. Делать надо это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания.Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании.
Работу строю на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, конструирование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка.
Вашему вниманию предлагаю презентацию, подготовленную мной по материалам статьи "Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе" Морозовой О. В. с сайта "Открытый урок".

Очень много уроков, занятий разработано по данной теме. Вашему вниманию предлагаю подборку упражнений по работе с фразеологизмами и презентацию.

17 июля 2009

Адаптация ребенка к школе

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе? Какие занятия проводить, чтобы научить первоклассника жить в коллективе, прислушиваться и считаться с мением товарищей, научить работать в группе, паре? Такие вопросы встают перед каждым учителем, который набирает 1класс. Много литературы, различных источников было прочитано мной, два года назад, при формировании первого класса. Я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, своими находками, которые, мне помогли в работе с первым классом.
Основой системы РО Л. В. Занкова является достижение максимального результата в общем развитии школьников на основе самостоятельного добывания новых знаний в процессе коллективно – распределительной деятельности в форме групповой, парной работы, поэтому создаю на уроках коммуникативное пространство в учебной жизни ребенка, для эффективной организации общения. Уже в первом классе учу детей слушать не только меня, но и своих одноклассников. Планирую место и время, чтобы дети могли обсуждать друг с другом свои мысли. Приучаю к мысли о том, что каждый имеет право на свою гипотезу и право критиковать или поддерживать мысль другого. С самых первых уроков создаю у первоклассников позитивное отношение к школе. В этом мне помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь», авторов Г. А. Цукерман, Н. К. Поливановой. Работа в группах удовлетворяет потребность детей в общении: общении творческом. Дети самообучаются и учат друг друга.Вводя форму сотрудничества, коллективного диалога в процессе групповой и парной работы, первоначально даю ее образец, при этом внимание акцентирую на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т। д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. Таким образом, групповая и парная работа рассматривается мной как процесс обучения исследовательской деятельности, а значит как средство развития речи, коммуникативности. При такой форме работы дети быстрей адаптируются в новом коллективе. Т. к. у нас в школе нет психологической службы, то мне в этой работе помогли разработки внеклассных часов учителей, психологов с сайта "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок". Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
Использование современных методов обучения способствует формированию самостоятельности, активности, речевого развития, коммуникабельности в познавательном процессе.

13 июля 2009

Развитие речи

Вот уже несколько лет моей методической темой является "Развитие коммуникативной и речевой деятельности младшего школьника". Через что я реализую эту тему? Какие пути работы я выбираю? Все это я отразила в своем кластере.
Стержнем системы развивающего обучения Занкова является деятельность самих детей. Они не просто решают задачи или выполняют упражнения, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, анализируют, делают выводы. Путь познания «от учеников», лежащий в основе системы Занкова, более эффективен для речевого и коммуникативного развития ученика. Богатство содержания, разнообразие форм, средств и методов работы, базирующихся на особых дидактических принципах дают возможность обеспечить степень участия ребенка в целенаправленном общении.
Таким образом, разнообразие форм и методов работы по данной теме позволяет интегрировать разные виды деятельности учащихся, создавать условия для формирования коммуникативного и речевого развития и для того, чтобы школьники становились ее активными субъектами.
Особое внимание развитию речи я уделяю на уроках. Поэтому, вашему вниманию, предлагаю материал своего урока по системе Занкова.

Письмо с секретом

Посмотрела публикацию "Письмо с секретом" на блоге "Фонарик" Елены Станиславовны Галанжиной и нахлынули воспоминани.
Семнадцать лет назад приехала я на курсы по системе Занкова в Москву. И самое яркое впечатление осталось от выступления Веры Алексеевны Илюхиной. Она рассказала о письме с "секретом". Старательно, как первоклассники, учились мы выводить буквы по ее методике. Не сразу все получалось.
Приехав домой, решила применить эту методику на практике. Прописей не было. Перепечатывали с родителями то, что я привезла с курсов. И получилось! Почерк у всех детей был ровненький, аккуратный, красивый, почти одинаковый. И уроки стали проходить очень интересно. Дети любимым уроком считали письмо. Что меня очень радовало.
Сейчас я использую прописи Илюхиной В. А. "Чудо - пропись", которые грамотно формируют навыки каллиграфического письма и дают возможность корректировать почерк. Также помогает мне в работе методическое пособие Веры Алексеевны.
Подробно об этой методике можно прочитать в статье здесь.

12 июля 2009

Анализ урока


Что такое анализ урока? Зачем он нам нужен? Как грамотно сделать анализ урока? Задаем мы такие вопросы, проведя урок.

Анализ урока - это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
Что же дает анализ урока для учителя-занковца? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение для учителя, дающего урок.
Более подробно об анализе урока вы можете прочитать в статье "Аспекты анализа урока в системе Занкова" Марухиной Анны Викторовны здесь.

10 июля 2009

О системе Занкова

Уважаемые коллеги!
Какую программу выбрать? Спрашивают многие учителя. Чем хороша эта программа или та? Поэтому, в первую очередь, на страницах моего блога, предлагаю вашему вниманию очень интересную статью.
"Дидактические принципы системы Л.В. Занкова глазами нейропсихолога".
Выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в школу чаще всего отдается на откуп родителям. Обычно именно они решают, где и по какой методике он будет учиться. Нормальные здоровые дети бывают не слабыми или сильными, а просто разными. Нет программ, методик, систем, которые одинаково хорошо подходили бы для всех типов детей. Вспомним, что цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы.
1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний часто понимается как формализация знаний, большое число внеконтекстных определений, правил.
3. Принцип прохождения материала быстрым темпом особенно важен для мальчиков.
4. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания, чтобы встраивали их в контекст жизни через конкретные ситуации, образы, ассоциации, на естественность и жизненную необходимость знаний.
5. Принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников, а точнее – учеников разных типов.
Подробнее об этом вы можете прочитать здесь. Я, думаю, что эта статья вас заинтересует и поможет ответить на некоторые ваши вопросы в выборе программы.

Постоянные читатели

Количество просмотров за прошлую неделю